Оранжевым цветом показаны на карте территории, перешедшие к Речи Посполитой

Деу́линское перемирие (польск. Rozejm w Dywilinie) — соглашение, заключённое в селе Деулино близ Троице-Сергиевого монастыря 1 (11) декабря 1618 года или 3 января 1619 года между Русским царством и Речью Посполитой на 14,5 лет. Перемирие завершило войну, длившуюся с 1609 года за территории современных России, Украины и Белоруссии.

Условия перемирия[править | править код]

Срок перемирия устанавливался в 14 лет и 6 месяцев с 25 декабря (4 января) 1619 года по 25 июня (5 июля) 1633 года. Россия уступала Речи Посполитой следующие города: Смоленск, Рославль, Дорогобуж, Белую, Серпейск, Трубчевск, Новгород-Северский, Чернигов, Монастырский с окрестными землями. Речь Посполитая возвращала России города: Козельск, Вязьма, Мещовск, Мосальск взамен городов Почепа, Стародуба, Невеля, Себежа, Красного и Поповой Горы с окрестными землями. Указанные территории должны были быть переданы до 15 (25) февраля 1619 года вместе с жителями и имуществом. Вернуться в Россию разрешалось только купцам, дворянам и православному духовенству. До 15 (25) февраля 1619 года с русской территории должны были быть выведены как польско-литовские войска, так и украинские казаки. Русский царь лишался титулов правителя ливонского, смоленского и черниговского. 15 (25) февраля должен был произойти обмен военнопленными. Возвращению русской стороне подлежала икона святого Николая, захваченная в Можайске. Русская и польско-литовская стороны обязывались летом 1619 года выслать на новую границу комиссаров для межевания земель. Русским и польско-литовским купцам предоставлялось возможность свободного перемещения по территории страны, за исключением Москвы, Вильны и Кракова. Владислав Ваза сохранял право именоваться царем русским в официальных бумагах польско-литовского государства.

Ссылки[править | править код]