Каспийский поход (864)
Каспийские походы русов
Invasion fleet on Bayeux Tapestry.jpg
"Варяжские корабли" Гобелен из Байё, XI век
Дата 864 год
Место Алавидский эмират
Причина Грабительский набег
Итог Поражение русского флота
Противники
Logo-kolo.png Новгородская Русь
Флаг Хазарии tengri.png Хазарский каганат
750px-Black flag.svg.png Алавидский эмират
Командующие
Флаг Хазарии tengri.png Вениамин 750px-Black flag.svg.png Алид ал-Хасан ибн Зайд

Каспийский поход (864) - грабительский набег русов в союзе с Хазарским каганатом на земли Алавидского эмирата под командованием хазарского царя Вениамина. Первый известный военный поход русов на Каспийское море.

Предыстория[править | править код]

Как утверждает «Повесть временных лет», славянские племена до 885 года платили дань хазарам, и из этого следует, что хазарский царь мог призвать русов на войну, но точно это не подтверждалось.

Поход русов на Каспий был совершён в годы правления Алида ал-Хасана ибн Зайда - правителя и основателя государства Алидов, находившегося на севере современного Ирана.

Лев Гумилёв считает, что Алиды нарушили торговые связи Хазарии с Багдадским халифатом и областями Гургана, откуда хазары покупали наёмнииков-мусульман. Таким образом, причиной рейда, если только он не был чисто грабительским набегом, возможно, стала деятельность горцев Табаристана — дейлемитов, которые в 872 году уничтожили торговлю, захватив ряд городов.

Можно, исходя из этих фактов, допустить, что флот русов против Алидов пригласил хазарский царь Вениамин. Но с другой стороны русы могли проникнуть на Каспийское море и в добровольном союзе с ними.

Ход войны[править | править код]

Набег русов на Каспий состоялся между 864 и 884 годами, о чём рассказывает историк XIII века Ибн Исфандийар в «Истории Табаристана», но "Повесть временных лет" даёт точный дату - 864 год. Война шла во времена правления эмира Алида ал-Хасана ибн Зайда.

Русы напали на североиранский город Абаскун в Астрабадском заливе, бывший крупнейшим портом на южном побережье в то время. Ибн Исфандийар сообщает, что экспедиция завершилась тем, что эмир Алид ал-Хасан ибн Зайд «перебил всех русов», а "Повесть временных лет" говорит, что войско вернулось ни с чем.