Московско-новгородская война (1477-1478)
Московско-новгородские войны
Объединение Руси
Novgorodskogo vecha.jpeg
К. Лебедев "Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча"
Дата 9 октября 1477 - 15 января 1478
Место Юго-западная часть Новгородской республики, Великий Новгород
Причина Бунт Новгородской республики против Москвы
Итог Победа Великого княжества Московского. Присоединение Новгородских земель к Москве
Противники
261px-Coat of arms of Russia (XV Century).svg.png Московская Русь 551px-Nowogród.svg.png Новгородская республика
Командующие
261px-Coat of arms of Russia (XV Century).svg.png Иван III Великий 551px-Nowogród.svg.png Марфа Борецкая

551px-Nowogród.svg.png Фома Курятник

Московско-новгородская война (9 октября 1477 — 15 января 1478) — последняя война между Московским княжеством и Новгородской республикой, закончившаяся поражением последней и присоединением её территорий в Московскому государству. Война является частью процесса по объединению Руси.

История

Предыстория

После поражения Новгорода во второй Московско-новгородской войне, Новогород впал в зависимость от Москвы, передав ей большую часть своих территорий, обязался выплатить 15,5 тысяч рублей Москве и обязывался не вступать в союз с Литвой. Но этим всё не кончалось — Новгород объявлял себя вотчиной Ивана III, что давало ему право суда над новгородцами.

Но в Новгороде начались волнения. В 1475 году Иван отправился в поездку по Новгородской земле и 23 ноября он а въехал в Новгород. Многие новгородские бояре, причастные к волнениям, были переправлены в Москву для суд над ними.

В 1475 году ситуация достигла критической точки, когда послы Новгорода прибыли в Москву и сообщили Ивану III, что Новгород ему верен, но в самом Новгороде начались волнения, связанные с этими заявлениями. В ходе ожесточённых споров на вече были убиты некоторые сторонники Москвы, а новгородские послы отказались называть Ивана III «государём».

Ход боевых действий

В связи с этими событиями Иван III решил начать войну против Новгородской республики. 9 октября московские войска выступили на Новгород, а новгородское войско из города не выступило.

Wiki-wordmark.png В Русской истории вики есть коллекция изображений, связанных с Московско-новгородская война (1477-1478).