Русско-польская война (1654-1667)
Русско-польские войны
Война с польшей.jpg
Одно из сражений
Дата июнь 1654 - январь 1667
Место Речь Посполитая
Причина Поддержка Россией восстания Хмельницкого
Итог Победа России; Присоединение к ней Левобережной Украины, Киева и Смоленска
Противники
Znamia bolshogo polka 1654.jpg Русское царство

800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Левобрежное запорожское войско (1663-1667)

Chorągiew królewska króla Zygmunta III Wazy.svg.png Речь Посполитая

800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Правобрежное запорожское войско (1663-1667)

Командующие
Znamia bolshogo polka 1654.jpg Алексей Михайлович

Znamia bolshogo polka 1654.jpg Алексей Трубецкой
Znamia bolshogo polka 1654.jpg Василий Шереметев
Znamia bolshogo polka 1654.jpg Василий Бутурлин
Znamia bolshogo polka 1654.jpg Иван Хованский
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Богдан Хмельницкий
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Иван Выговский (1657-1658)
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Иван Брюховецкий

Chorągiew królewska króla Zygmunta III Wazy.svg.png Ян II Казимир

Chorągiew królewska króla Zygmunta III Wazy.svg.png Стефан
Чарнецкий
Chorągiew królewska króla Zygmunta III Wazy.svg.png Павел Ян Сапега
Chorągiew królewska króla Zygmunta III Wazy.svg.png Станислав Потоцкий
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Иван
Выговский
† (1658-1659)
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Павел Тетеря
800px-Flag of the Cossack Hetmanat.svg.png Пётр Дорошенко (1665-1666)

Русско-польская война 1654-1667 — военный конфликт между Россией и Польшей за контроль над западнорусскими землями.

Предыстория[править | править код]

Украинские земли под властью Речи Посполитой[править | править код]

Украинские крестьяне

В начале XVII века земли, насёленные украинцами и белорусами и когда-то входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали Речи Посполитой. Это государство образовалось в 1569 году в результате Люблинской унии (союза), которая объединила Польское королевство и Великое княжество Литовское. С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, а религией – католицизм, который пытался подчинить своему влиянию всё население страны.

Запорожцы

В 1596 году в городе Бресте православные иерархи Речи Посполитой объявили об унии с католичеством. Образовалась униатская церковь. В ней сохранялись православные обряды, но теперь она подчинялась папе римскому.

Богдан Хмельницкий

Значительная часть православных жителей Речи Посполитой не признала унию, в силу этого отношения католичества и православия были напряженными.

Вместе с польской шляхтой на украинские земли пришло крепостное право. В Польше оно существовало с середины XVI века. В большинстве своём украинцы оказались крепостными у польских панов. Таким образом, украинцы находились под крепостным, религиозным и национальным гнётом.  Всё это приводила к частым восстаниям, с которыми польским властям до поры времени удавалось справляться.

Среди украинцев не все находились в зависимом положении. Немалую силу представляло казачество. Казаки несли пограничную службу, прежде всего охраняли рубежи Речи Посполитой от разорительных набегов крымских татар. Возглавлял казаков выборный гетман. Служившие королю казаки записывались в специальный реестр и потому назывались реестровыми. Им выплачивали жалованье.

Численность казаков постоянно росла, ведь многие люди бежали от невзгод в казачьи земли. Реестр между тем не увиличивался. Из-за этого в казачьей среде ширилось недовольство. Казачество стекалось в Запорожскую Сечь. Здесь, заднепровскими порогами, на острове Хортица, возникло вольное казачье братство. В Сечи жилось вольготно. Запорожские казаки занимались охотой, рыбной ловлей, а больше всего любили военные походы на соседей – крымцев, турок, а то и поляков. Управлялась Сечь выборными начальниками – кошевыми и куренными атаманами. По сути, эта вольница была казачьей республикой. Запорожцы и возглавляли дело борьбы украинцев с Речью Посполитой.

В 1548 году гетманом украинского казачества избрали Богдана Михайловича Хмельницкого. он стал поднимать казаков на восстание. Весной 1648 года войско Хмельницкого выступало из Запорожской Сечи.

Война Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Переяславская Рада.[править | править код]

Богдан Хмельницкий отличался многими выдающимися качествами. Он был образованным человеком, храбрым воином, умелым полководцем и гибким политиком. Гетман понимал, что в одиночку ему не справиться с польской армией. Поэтому главным своим союзником считал поначалу крымского хана. В битвах при Жёлтых Водых и Корсуне войска Хмельницкого разгромили польскую армию гетмана Потоцкого.

Эти победы всколыхнули всю Украину. К гетману устремились тысячи сторонников. В сражении под Пилявцами повстанцы разбили 50-тысячное войско поляков. Вскоре была освобождена Волынь, а в декабре 1648 года Богдан Хмельницкий вступил в Киев.

Переяславская рада

В Речи Посполитой была объявлена мобилизация всей шляхты. В августе 1649 года у города Зборова в прикарпатье войска короля Яна Казимара встретились с армией Хмельницкого. Несмотря на измену крымцев, сражение окончилось победой гетмана. Через несколько дней был подписан Зборовский мир.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

Король признал Хмельницкого украинским гетманом. В управление ему передавались три воеводства – Киевское, Черниговское и Брацлавское. Власть поляков в них ограничивались. Все государственные должности предоставлялись теперь только православным. Казачиё реестр увеличивался до 40 тысяч человек.

Хмельницкий понимал, что это лишь временная передышка. В 1650 году он возобновил борьбу. Сражение под Берестечком на  Волыни в 1651 году закончилось для Хмельницкого разгромом. Его предал крымский хан, который в решающий момент увёл войска с поля боя. Белоцерковский мир перечеркнул прежние успехи гетмана. Реестр сократили вдвое. Власть поляков ограничивалась теперь только в Киевском воеводстве.

Польские магнаты видели, что полностью подавить освободительские движения им не удалось. Поэтому война с казаками продолжалась. В 1652 году восставшие разбили польское войско под Батогом на Южном Буге. Но положение всё равно оставалось сложным.

Ещё в начале борьбы Хмельницкий обратился за помощью к России. Гетман просил царя Алексея Михайловича взять Украину «под свою руку». 1 октября 1653 года Земский собор в Москве принял решение поддержать Хмельницкого.

8 января 1654 года в городе Переяславе собралась Рада (Совет), представлявшая разные слои украинского населения. Переяславская Рада провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность.

на Украине сохранялись самоуправление и гетманская власть. Действовал местный суд. Гетманам разрешалось проводить самостоятельную внешнюю политику. Реестр казачьего войска определяло в 60 тысяч человек.

Иван Евстафьевич Выговский

Автономность Украины означала и отсутствие на её территории крепостного права. Оно было установлено там только во второй половине XVIII века.

Русско-польская война[править | править код]

Присоединение Украины к России привело к войне с Польшей. Теперь армия Хмельницкого действовала совместно с русскими войсками. Им удалось быстро продвинуться на запад. Русской армией командовал сам государь. Штурмом взяли Смоленск, заняли белорусские и литовские земли, включая города Полоцк, Витебск, Минск и Вильно.

Хмельницкий Юрий Богданович

Воспользовавшись слабостью Польши, на неё напала Швеция. Шведам удалось захватить значительную часть польской территории, в том числе Варшаву и Краков.

Речь Посполитая стояла на краю гибели. Эти события поляки назвали образно и точно – Потоп. Но неожиданно пришло спасение. Россия заключила перемирие с Речью Посполитой и объявила войну Швеции. Так к русско-польской войне прибавилась и русско-шведская война (1656–1658). Русская армия взяла несколько городов в Эстляндии, в том числе Дерпт, и подошла к Риге. Но овладеть Ригой не удалось.

В разгар военных действий Богдан Хмельницкий скончался. Новый гетман, Иван Выговский, нарушил договор с Россией. он перешёл на сторону Польши и отменил решение Переяславской Рады. Многие украинцы не поддержали Выговского.

Брюховецкий Иван Мартынович

Вскоре гетманом Украины стал сын Богдана – Юрий Хмельницкий,но и он лавировал между Россией и Польшей, в конечном итоге признав власть Польши. Следующий гетман, Иван Брюховецкий, вообще провозгласил себя вассалом турецкого султана.

Эта чехарда и метания привели к разладу на Украине. Одни стояли за единение с Россией, другие – с Польшей, а третьи и вовсе смотрели в сторону Турции. Это время украинцы назвали Руина.

Между тем Польша оправилась от поражения и возобновила войну с Россией. Со шведами Россия заключила перемирие, а в 1661 году и мирный договор. Все приобретения в Прибалтике пришлось вернуть. Выход к Балтике оставался закрытым для России.

Война с Польшей затянулась. После нескольких лет переговоров, в 1667 году, в дереввне Андрусово близ Смоленска было подписано Андрусовское перемирие на 13 с половиной оет. К России отошли Смоленск и Левобережная Украина. На два года России передавался Киев, стоявший на правом берегу Днепра. Но позже он так и не был возвращён Речи Посполитой.