Русская История Вики
Advertisement
459px-Coronation portrait of Peter III of Russia -1761

Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторский

Пётр III Фёдорович (урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский), Российский император, первый представитель Гольштейн-Готторской ветви Романовых на российском престоле.

Престолонаследие[]

Заняв престол, императрица Елизавета Петровна не могла задуматься о наследнике. Кроме неё самой, на свете был всего лишь один человек, в чьих жилах текла кровь Петра I. Это был племянник Елизаветы, сын её старшей сестры Анны, голштинский младенец Карл Петер.

Первое имя мальчику дали в честь шведского короля Карла XII, которому он приходился внучатым племянником, второе – в честь деда по матери Петра Великого. В русской истории он остался под именем императора Петра III (1728–1762).

Карл Петер мог стать наследником шведского престола, и поэтому его воспитывали в чисто протестанском духе

Наставником принца был граф Брюммер, недалёкий и грубый человек. Единтсвенным, к чему он смог приобщить своего подопечного, было военное дело. Бойкому мальчику нравилось муштра и парады, умственным же его развитием занимались мало (читал он в основном приключенческие романы). Но Карл Петер научился играть на скрипке и это увлечение пронёс через всю жизнь. (Играл он, судя по всему, неплохо: в России он выступал в составе придворного оркестра.)

Россия всегда незримо присутсвовала в его судьбе. С рождения имя внука Петра I неизбежно всплылало во всех династических перипетиях в XVIII века.

Особенно не любили Карла Петера при дворе Анны Иоанновны. Там его прозвали «чёртушкой» то ли за его шустрость и непоседливость, то ли из-за упорного нежелания придворных считать его наследником российского престола.

В феврале 1742 года юного герцога срочно привезли в Петербург. Императрица Елизавета волновалась, что её племянник может занять престол Швеции, с которой Россия находилась в состоянии войны. Герцоца спешно обучили русскому языку, крестили в православие с именем Пётр Фёдорович и в ноябре 1742 года объявили наследником российского престола.

Русского императора из него пока не получалось. К религии он относился равнодушно, слепо почитал Фридриха Великого и пресскую армию, проводил время в охотах и пирушках, самозабвенно учил своих голштинских солдат шагать строем. Россия не вошла в его сердце и душу.

Царствование Петра III[]

Его правление было недолгим (1761–1762). Пётр Фёдорович ликвидировал Тайную канцелярию – учреждение, ведавшее политическим сыском. Издал указ о секуляризации церковно-монастырских владений, по которому монастырские и церковные земли передавались в ведение государства и монастырские крестьяне становились, таким образом, государственными. Тем самым ликвидировалась экономическая самостоятельность церкви. Император вообще намеревался уравнять все религии, провозгласив в стране свободу вероисповеданий.

Самым важным решением царствования Петра Фёдоровича стал Манифест о вольности дворянтсва, принятый в 1762 году. Теперь дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Оно стало сословием, в значительной степени независимым от государства. В дворянской среде манифест вызвал бурю восторга.

Однако действия государя сильно отличались несдержанностью и конвульсивностью. Он открыто пренебрегал традициями страны, не уважал церковь, ни во что не ставил гвардию. Двух своих голштинских родственников сделал российскими генералами-фельдмаршалами. Заключил позорный для России мир с Фридрихом Великим и отдал ему все российские завоевания. Готовился к войне с Данией за чуждые России голштинские земли.

И для народа, и для армии император так и остался чужим, немецким правителем. Взоры придворных и гвардейцев всё чаще обращались к его супруге – Екатерине Алексеевне.

Переворот 1762 года[]

Екатерина Алексеевна тоже была немецкой принцессой, но, в отличие от супруга, в ней не было ни капли романовской крови. До приезда в Россию Екатерину звали София Фредерика Августа. Её отец владел небольшим княжеством Анхальт-Цербст. Отец Софии (в семье её звали Фике) служил в прусской армии, достиг генеральского чина. Мать происходила из Гольштейн-Готторпской династии, той самой, к которой принадлежал Пётр III.

В начале 1744 года Фике ступила на русскую землю. Она приняла православие, стала Екатериной Алексеевной, выучила русский язык и искренне полюбила свою новую Родину. Если наполовину русский Пётр так и остался немцем по духу, то чистокровная немка Екатерина сделалась русской. Удивительно, но эта была самая русская из всех русских императриц.

Екатерина подчёркнуто уважительно относилась к русским обычаям. Пользовалась большой любовью в гвардии и придворных кругах. На неё с надеждой смотрели патриоты, возмущавшиеся недостойной внешней политикой Петра III. Глубоко приняла Екатерина и правосланую веру. Не имея никаких прав на престол, она твёрдо решила добиться власти: «Я буду царствовать или погибну».

Отношения с мужем у неё не сложились. Резкость и невежество Петра отталкивали Екатерину.

В верхах зрел заговор. 28 июня 1762 года придворный офицер Алексей Орлов разбудил в Петергоф Екатерину: «Пора вставать всё готово для вашего провозглашения!»

Она отправилась в Петербург, и столица тотчас присягнула новой государыне. Император находился в это время в Ораниенбауме пот Петербургом. Он кинулся в Петергоф, но Екатерину там уже не застал.

Растерянный Пётр заметался, посылал приказы войскам, но их перехватывали с дороги, а другие просто перебегали на сторону императрицы. Фельдмаршал Миних, возвращенный им из сибирской ссылки, предложил явиться в Петербург и, подобно Петру Великому, усмирить мятеж.

Как мало был похож нынешний император на своего могучего деда! В Кронштадте при подходе к гавани на требование пропустить его он услышал, что императора больше нет, а есть императрица.

Фридрих Великий заметил по этому поводу: «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребёнок, которого посылают спать».

Петра III арестовали и отправили в небольшое имение под Петербургом. «Ваше величество может быть во мне уверенною: я не подумаю и не сделаю ничего против Вашей особы и против Вашего царствования», – писал он жене.

Через некоторое время Пётр умер, по официальной версии он скоропостижно скончался, по другой же его убили офицеры во главе с Алексеем Орловым. Екатерина на погребении не присутствовала, сказавшись больной. Так началось её тридцатичетырёхлетнее царствование.

Advertisement